Принят законопроект об Едином федеральном информационном регистре сведений о населении РФ

21 мая 2020 года Госдума приняла в окончательном чтении скандальный законопроект о ЕФИР (едином федеральном информационном регистре сведений о населении РФ).

Законодательная инициатива предполагает объединение различных параметров информации о каждом гражданине в единой электронной базе данных. Функции оператора этой базы данных поручено осуществлять ФНС. В регистре будет содержаться абсолютно вся официальная информация, доступная о человеке, начиная с рождения и заканчивая его смертью. На данный момент планируется объединить в регистре порядка тридцати параметров различной информации о человеке, включая его родственные связи, отношения с налоговыми и правоохранительными органами (в том числе сведения о судимости), внебюджетными страховыми фондами, такими как ПФР и ОМС, документы об образовании и трудовой деятельности, владении имуществом и т д. и т.п. В будущем, перечень информационных параметров о человеке по мере необходимости может быть расширен.

Таким образом, все официальные сведения о человеке сливаются в одну базу и идентифицируются по номеру его учетной записи. При этом каждый присвоенный номер будет уникальным и неизменяемым, что позволит получить быстрый доступ к информации не только в отношении ныне живущих граждан, но и умерших.

Однако, в отношении отдельных лиц, обладающих иммунитетом в силу действия закона о гостайне, вся информация останется засекреченной. Нетрудно догадаться, что сведений о тех лицах, которые навязывают нам этот закон, в этом госрегистре мы не увидим.

Все сведения для ЕФИР предоставляются государственными и муниципальными органами без участия самого гражданина. Права на отказ от учетной записи в регистре в законопроекте не предусматривается. Гражданину позволяется только инициировать процедуру внесения изменений в свой “цифровой профиль” в случаях, если будет замечены какие-либо ошибки или неточности, а также в целях обновления информации.

Кто может получить доступ к сведениям из ЕФИР?

Из текста законопроекта следует, что доступ к регистру, помимо самого гражданина и его законных представителей, будет предоставлен различным государственным и муниципальным органам, правоохранителям, МФЦ, нотариусам, внебюджетным страховым фондам (ПФР, ФОМС), а также избирательным комиссиям. При этом, обеспечение безопасности работы с персональными данными и ответственность за их утечку возлагается непосредственно на эти органы власти и организации.

Очевидно, что помимо субъектов доступа, перечисленных в законе, доступ к персональным данным, как минимум, также будут иметь и специалисты IT- сферы из компаний-разработчиков и осуществляющих техническую поддержку, не говоря уже о служащих государственных и муниципальных органов (не только правоохранительных), МФЦ и иных организаций, которые будут непосредственно работать с базами данных. При этом, при таком расширенном доступе к регистру данных, вычислить истинного виновника в утечке данных будет весьма затруднительно, если не невозможно, а уж доказать его вину и подавно.

Юридические и иные риски

Представители юридического экспертного сообщества, прежде всего выделяют два основных риска:

● нарушение конституционных прав граждан, в частности, право на неприкосновенность личной жизни, право на достоинство личности и права на свободу совести и вероисповедания;

● риск утечки персональных данных, в том числе с последующим использованием полученной информации о гражданине и его семье в преступных целях.
Поделитесь информацией с теми, кому это может быть полезно! @petropolskaya


Поделиться записью

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *