РЕЗОЛЮЦИЯ Общественные слушания – «Тюремная медицина: проблемы и пути их решения


Warning: Illegal string offset 'echo' in /home/u3269/sociapart.ru/WWW/wp-content/plugins/download-attachments/includes/shortcodes.php on line 66

Warning: Illegal string offset 'title' in /home/u3269/sociapart.ru/WWW/wp-content/plugins/download-attachments/includes/shortcodes.php on line 69

Warning: Cannot assign an empty string to a string offset in /home/u3269/sociapart.ru/WWW/wp-content/plugins/download-attachments/includes/shortcodes.php on line 69

Warning: Illegal string offset 'title' in /home/u3269/sociapart.ru/WWW/wp-content/plugins/download-attachments/includes/shortcodes.php on line 72
Авторы (соавторы)публикации:

РЕЗОЛЮЦИЯ
Общественные слушания – «Тюремная медицина: проблемы и пути их решения, итоги деятельности ОНК в регионах России за 2018-2019 годы».
30 сентября 2019 г. г. Москва, Покровка 5, Дом Общественных организаций

Заслушав и обсудив ситуацию в «тюремной» медицине участники слушаний констатируют:
1. Большое количество нарушений связано с несоблюдением в учреждениях УИС и МВД санитарно-гигиенических норм. До 2\3 заключений ОНК по итогам посещений содержали те или иные нарушения бытовых условий или нарушения санитарно-гигиенических норм и правил;
2. В изоляторах временного содержания (ИВС) и специальных приемниках (СП) уменьшается количество медицинских кабинетов и как следствие число лиц водворенных в них осмотренных медицинскими работниками. Возложение функциональных обязанностей по осмотру и ведению медицинского журнала на дежурных ИВС отрицательно сказывается на качестве осмотра и нарушениями противоэпидемических правил. Данная негативная ситуация в ИВС стала складываться после принятия Постановления Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. № 291 «О лицензировании медицинской деятельности». В соответствии с данным постановлением медицинский работник учреждения занимающегося медицинской деятельностью должен иметь высшее профессиональное образование и специальность по организации здравоохранения и общественного здоровья;
3. Несмотря на снижение общей смертности в УИС России в ряде регионах она возросла за счет умерших от сочетанной инфекционной патологии (ВИЧ-инфекция с туберкулезом) и онкологических заболеваний. Более 40% осужденных страдают сочетанной патологией. Более 1\3 смертность в УИС обусловлена туберкулезом, онкологической патологией и ВИЧ-инфекцией, течение которых исчисляется годами, а прогноз неблагоприятный и смерть под определение «скоропостижная» не подпадает. В УИС уменьшилось количество положительных решений медицинских комиссий о досрочном освобождении от дальнейшего отбывания наказания по состоянию здоровья. Даже в тех случаях, когда медицинская комиссия посчитала, что осужденные в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.02.2004 № 54 «О медицинском освидетельствовании осужденных, представляемых к освобождению от отбытия наказания в связи с болезнью» могут быть досрочно освобождены, часть из них умирает еще до рассмотрения дела в суде. Суды освобождают лишь каждого третьего от тех, кто по заключению специальных медкомиссии должен быть освобожден досрочно по состоянию здоровья. Часть лиц умирает, не дождавшись вступления в законную силу решения суда;
4. Число поданных заявлений на освобождение обвиняемых из под стражи по состоянию здоровья, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14.01.2011 № 3 «Правила медицинского освидетельствования подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений», снизилось.
Малое число досрочно освобожденных осужденных от отбывания наказания или обвиняемых из под стражи по заболеванию обусловлено, с одной стороны недостаточной нацеленностью медицинских работников и медицинских комиссий, а с другой из-за излишней перестраховки судей. Последние при вынесении решения основываются не только медицинскими показаниями, но и показателями далекими от медицины.
Кроме этого, от момента вынесения приговора судом первой инстанции до вступления его в законную силу проходит значительное количество времени из-за частых апелляций прокуратуры, что на фоне тяжести заболевания и общего состояния часто приводит к смерти осужденных и обвиняемых до освобождения.
Помимо того, что под действие постановлений Правительства РФ № 3 и № 54 попадают только люди, страдающие тяжелыми заболеваниями и часто находящиеся в терминальном состоянии, а отдельные их положения противоречат действующим в медицине классификациям и стандартам.
5. В ходе реформирования организации медицинской помощи во ФСИН России созданы в большинстве субъектов РФ медико-санитарные части, что сделало медицинских работников де-юре более независимыми в вопросах организации медицинской помощи, но не решило вопроса «внешнего» контроля качества медицинской помощи.
Количество проверок Росздравнадзора, особенно выездных по жалобам осужденных и обвиняемых ничтожно мало для решения «внешнего» в данном случае государственного контроля качества медицинской помощи в лечебных учреждениях УИС.
Решение проблемы с проведением «внешнего», т.е. вневедомственного контроля качества оказания медицинской помощи в УИС возможно при включении ФСИН в работу по ОМС. Тогда экспертиза качества медицинской помощи, оказываемой в рамках программ обязательного медицинского страхования, проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.
• Помимо ОМС решение проблемы «вневедомственного» контроля качества медицинской помощи возможно при наделении соответствующими дополнительными полномочиями уже действующих врачебных комиссий медицинских организаций, определенных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения, для медицинского освидетельствования подозреваемых и обвиняемых в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14 января 2011 г. № 3. Комиссии могли бы выполнять своеобразную роль третейского судьи в конфликте пациент – ОНК – «тюремная» медицина.
Эти комиссии созданы на базе ведущих региональных клинических центров и больниц, в которых имеются условия, необходимые для проведения соответствующих исследований и обеспечения прав и законных интересов лица, в отношении которого проводится медицинское освидетельствование.
Для изменения сложившейся в «тюремной» медицине ситуации рекомендуем:
➢ Правительству Российской Федерации –
1. Переподчинить санитарную службы МВД и ФСИН в прямое подчинение Главному санитарному врачу России;
2. Внести поправки в Постановление Правительства РФ № 291 от 16 апреля 2012 г. «О лицензировании медицинской деятельности», позволяющие прохождение лицензирования ИВС и СП имеющих в штате медицинских работников лишь с фельдшерским образованием;
3. Поручить ФОМС и ФСИН России произвести необходимые согласования и приступить к практической работе в системе ОМС учреждений ФСИН России (по трудоустроенным лицам) – территориальные структуры ФОМС – медико-санитарных части ФСИН России с 01.07.2015 г.;
4. Подготовить Постановление Правительства РФ о создании на базе действующих медицинских комиссий в субъектах Российской Федерации (ранее созданных по Постановлению Правительства РФ от 14.01.2011 № 3 «Правила медицинского освидетельствования подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений») для проведения экспертизы качества медицинской помощи при ее оказании в учреждениях УИС;
5. Пересмотреть Постановления Правительства РФ: от 14 января 2011 г. № 3 «Правила медицинского освидетельствования подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений» и от 6 февраля 2004 г. № 54 «О медицинском освидетельствовании осужденных, представляемых к освобождению от отбытия наказания в связи с болезнью» в направлении их гуманизации и приведения в соответствие с действующими медицинскими классификациями, стандартами и протоколами.
➢ Верховному Суду Российской Федерации –
1. Созвать пленум Верховного Суда РФ для рассмотрения изучения и обобщения судебной практики и судебной статистики по освобождению из под стражи по состоянию здоровья и по досрочному освобождению от дальнейшего отбывания наказания по заболеванию в целях уменьшения сроков рассмотрения этих дел и вынесения отрицательных судебных решений, не основанных на медицинских показаниях;
➢ Федеральной службы исполнения наказания –
1. Повысить нацеленность медицинских работников на более раннее выявление лиц, имеющих медицинские показания для освобождения из под стражи или для досрочного освобождения от отбывания наказания, более оперативного рассмотрения ходатайств специальными медицинскими комиссиями и оформления документов для подачи в суд;
2. Рассматривать уровень смертности в учреждениях УИС и показатель выявления (диагностики) онкологической патологии на ранних стадиях заболевания в качестве приоритетных для оценки работы медико-санитарных частей.